Фторнег, 14.05.2024, 02:15Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Мини-чат

Статистика


С нами: 1
Левых: 1
Своих: 0
Горох о стенуГорох о стену
Главная » 2010 » Февраль » 10 » О Достоевском...и не только
О Достоевском...и не только
12:51
Смерть - прекращение жизни.

С. И. Ожегов
1



Самоубийство - хроническая мечта Достоевского.

Она преследовала его и доставляла ему неизъяснимое
наслаждение всю его сознательную жизнь. И в этом нет ничего
удивительного, ибо каждый мыслящий [Н.Н.2]человек хотя бы раз
в жизни думал о самоубийстве, а Достоевского с его
болезненной гениальностью и гиперстрастной натурой жизнь
буквально на каждом шагу заставляла бросаться в бездну
отчаяния, толкала-подталкивала его к суициду. Но если у
подавляющего большинства состоявшихся и потенциальных
самоубийц весь предварительно-подготовительный этап на пути к
самоубийству остаётся скрытым от посторонних, и их внезапный
конец выглядит в глазах оставшихся жить-существовать на этом
свете именно внезапным, диким и не поддающимся уразумению, то
у людей творческих, и в первую очередь у писателей, их
подсознательное, а затем и сознательное стремление к
добровольному и преждевременному уходу из жизни всегда
проявляется в творчестве, прочитывается явно.

Это легко доказать на примере тех творцов, кто, по
официальной и общепринятой версии, и в самом деле точку в
конце своей жизни поставили сами. Возьмём Маяковского. Та же
Л. Ю. Брик, одна из самых близких ему людей, настойчиво
утверждала-подчёркивала, что Владимир Владимирович постоянно
твердил о самоубийстве, уже совершал попытки застрелиться до
рокового апрельского дня 1930 года. И это несмотря на то,
что, как пишет Л. Брик: "В Маяковском была исступлённая
любовь к жизни, любовь ко всем её проявлениям - к революции,
к искусству, к работе, ко мне, к женщинам, к азарту, к
воздуху, которым он дышал"i. Тема самоубийства проходит
красной нитью и через всё творчество поэта, что убедительно
доказал В. Радзишевский в статье "Маяковский был обречён
раньше, чем Сталин услышал его имя"ii. Казалось бы, дело
ясное: всю жизнь мечтал-хотел застрелиться и в конце концов
застрелился-таки. Однако ж, в случае с Маяковским дело
осложняется тем, что в последнее время появились уж очень
убедительно-аргументированные статьи-исследования об убийстве
Маяковскогоiii. И если это так, то убийцы поэта очень ловко
использовали-обыграли суицидальный комплекс в его творчестве,
заставив автора поэмы "Хорошо!" жестоко поплатиться за
поэтические заигрывания с роковой темой.

Легко доказать цитатами из стихотворений и поэм Есенина, что
и он вполне логично и продуманно завершил свой земной путь.
Конечно, неспроста же ещё в 1916 году он восклицал: "В
зелёный вечер под окном // На рукаве своём повешусь..."
("Устал я жить в своём краю"). Писал-сочинял подобные строки,
а потом взял, да и "в петлю слазил в "Англетере"", как не
совсем удачно выразился впоследствии знаменитый бардiv. Но
если согласиться с доводами тех, кто не сомневается в
насильственной смерти Есенина, то, опять-таки, убийцам подло
удалось всего только потенциального самоубийцу (каковые
доживают и до ста лет) представить самоубийцей состоявшимся.


С Гоголем исследователи его творчества вообще запутались,
зашоренные стереотипным мышлением. Почему сжёг вторую часть
"Мёртвых душ"? Да, видите ли, засомневался в её
художественном совершенстве, а тут ещё некий протоиерей
Константиновский настоятельно посоветовал рукопись предать
огню... А почему так странно повёл себя перед смертью, от
пищи начал отказываться? Да просто-напросто умопомешался...
Ну, а если всё же вспомнить, как Николай Васильевич
настойчиво твердил-повторял, что всё его предназначение в
этом миру - литература, творчество. Он искренне был убеждён,
эта мысль зрела и развивалась в голове его, не могла не
развиться, что непременно он сразу же умрёт, как только
исполнит предначертанное ему на земле. И если это так, то не
есть ли акт сожжения выстраданной и законченной рукописи
актом страха и отчаяния, страстным стремлением отодвинуть
финал: я ещё не закончил, не завершил свой главный труд - я
начну заново!

А насчёт последних дней... Ещё в прошлом веке исследователь
феномена самоубийства французский учёный Эмиль Дюркгейм в
своей фундаментальной книге "Самоубийство" (о которой речь у
нас впереди) констатировал: "Можно лишить себя жизни,
отказываясь от принятия пищи, точно так же, как и посредством
ножа или выстрела"vi. Гоголь понимает, что совершил ужасную,
трагическую ошибку, своеобразный бунт против Бога,
попытавшись искусственно отодвинуть свой земной конец, и тут
же, от отчаяния, совершает ещё большее преступление против
Господа - пусть и в кроткой, пассивной форме, но кончает
самоубийством...



Принято считать, что самоубийца в Новом Завете всего один -
Иуда Искариот. И уж, в отличие от ветхозаветных собратьев по
способу смерти, - совсем не герой. Предатель, совершивший
самое подлое и немыслимо грязное предательство - предал
Учителя, Иисуса Христа. Имя Иуды стало синонимом слов
"предатель", "изменник", и благодаря его мерзкому деянию
родилось-появилось новое ругательное слово-понятие -
"христопродавец", а тридцать сребреников превратились как бы
в вещественное, денежное мерило предательства. Между прочим,
сумма относительно ничтожная: столько в среднем зарабатывал
подённый работник того времени за четыре месяца.

О самоубийстве Иуды определённо сказано лишь в Евангелии от
Матфея: "...пошёл и удавился"xvii. Остальные авторы
канонических Евангелий о конце предателя умалчивают, только у
Луки Иисус предрекает ещё загодя: "...но горе тому человеку,
которым Он предаётся"xviii. А уж где и как похоронен и
похоронен ли вообще труп Иуды Искариота - в Новом Завете
вообще не упоминается.

Впоследствии стараниями толкователей, интерпретаторов и
комментаторов Евангелия история самоубийства апостола-
предателя обрастает подробностями. К примеру, в "Священной
истории в простых рассказах для чтения в школе и дома",
составленной протоиереем Александром Соколовым в прошлом
веке, живописуется так: "Иуда бросил им (первосвященникам и
старейшинам, которые наняли его в качестве предателя. - Н.
Н.) сребреники, пошёл за город, нашёл там высокое дерево,
выбрал сучок, который покрепче, взял обрывок какой-то старой
верёвки, привязал её к суку, сделал петлю, просунул в петлю
голову и повесился"xix.



2



Увы, все мы смертны. Все мы - созревающие трупы. Memento
mori!1.

Если б человек был бессмертен в земной - физической - жизни,
тогда б только самоубийство имело смысл. Для большинства
людей жизнь есть ожидание жизни. Мы, как правило, не знаем:
жизнь наша - это прошлое, настоящее или будущее. Да, всё это
нынешнее, сегодняшнее - мелкое, тусклое, полное лишений, горя
и страданий, это всё - временное, преходящее. Вот-вот, и
начнётся сама жизнь - настоящая, счастливая жизнь...
Просмотров: 744 | Добавил: Sapora | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 3
1 Кошечка  
0

2 Армагиздец  
0

3 Sapora  
0
вот вот

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |