Святой человек может выглядеть героем, но
герой не может сделаться святым. Люди очень предусмотрительны. Чтобы
выглядеть привлекательней в собственных глазах, они стараются не
выяснять истинную мотивацию своих поступков. Всем известно, что
человеку свойственна агрессивность. Но это вовсе не проявление дурных
наклонностей человеческой натуры. В животном мире агрессивность
возникает как первая реакция на страх. Змея атакует, чувствуя угрозу.
Волк раздирает жертву, испытывая голод. Олень убивает противника за
право обладать самкой. Эти стандартные картинки показывают, что в
основе животного страха лежат три главные угрозы: голодная смерть,
насильственная смерть и генетическая смерть (невозможность оставить
потомство). Если внимательно проанализировать человеческие поступки, то
можно заметить, что их абсолютное большинство является прямой или
косвенной формой агрессии, спровоцированной обычным животным страхом. Совершенно
очевидно, что мужчины по своей природе значительно агрессивнее женщин.
Это, в свою очередь, указывает на их повышенную восприимчивость к
страху. Противоречия здесь нет, так как женщина может противостоять
угрозе, а мужчина — обязан. В борьбе за безопасность он рассчитывает
только на себя, и чем больше он боится, тем агрессивнее он становится и
тем сложнее способы его защиты. Каждому хочется иметь материальный
достаток, красивого партнера в постели и уверенность в завтрашнем дне.
Но желаемое, как правило, расходится с действительностью. Боясь
лишиться необходимого, человек превращается в источник тотальной
агрессии. Все, что он делает, является угрозой потенциальным
конкурентам. Один качает бицепсы, приобретает оружие, лихорадочно
обогащается, другой повышает профессиональный уровень, рекламирует свои
возможности. А кто-то открыто грабит, рвется к власти или банально
ворует. Красивая одежда, дорогой автомобиль, личная популярность и
солидный диплом, короче, все, от модного галстука до президентского
кресла, призвано пугать врага и ограничивать его возможности. Другими
словами, самые запуганные прибегают к самым изощренным формам агрессии,
и никто не может вырваться за пределы взаимных угроз. Это особенно
заметно на войне, где проблема выбора крайне ограничена. Солдат
вынужден убивать, потому что боится быть убитым. Он справедливо
допускает, что мотивация поведения противника точно такая же, — СТРАХ.
Поэтому всякое проявление мужества нужно рассматривать как степень
развития страха. Когда человеку одновременно угрожает противник,
собственный командир и возможная потеря близких, он способен совершить
агрессивный поступок, противоречащий здравому смыслу. Вдумайтесь: как
нужно запугать человека, чтобы он закрыл своим телом амбразуру дота или
бросился под танк! Но страх вызывает не только чувство дискомфорта.
Это мощное эмоциональное топливо, способное опьянять душу. Вспомните
вьетнамский синдром: человек, искупавшийся в океане страха, уже не
может нормально жить. Солдат, вернувшийся с войны, неприятно поражается
обнаглевшим от безопасности людям. Измельченность агрессии и страха в
мирное время порождает острое чувство эмоционального голода. Человек,
привыкший пожирать энергетическую ткань страха в больших количествах,
часто не выдерживает "голодного пайка”. Чтобы не попасть в психушку,
"наркоманы ужаса” ищут новые возможности испытать сильный страх. На
этом фоне возникает странный парадокс: человек, лишенный чувства
страха, в нашем обществе считается идиотом. Феномен книги "Похождения
бравого солдата Швейка” заключается в том, что в ней присутствует образ
человека, который ничего не боится. Швейк абсолютно не восприимчив к
внешним угрозам и потому совершенно не агрессивен. Мир, окружающий
Швейка, обезоружен его неприятием правил общепринятой игры. Портрет
Швейка — это бытовой образ святого, который радуется жизни, ни в чем не
испытывая нужды. Неудивительно, что высокое развитие религиозного
сознания предполагает полное отсутствие животного страха и
агрессивности. Человек, реально ощущающий свое духовное бессмертие, не
чувствует угрозы каких-либо потерь. Страх не может питать его душу и
руководить его поступками. Тот, кто известен Богу, не ищет
"агрессивной” славы. Ему нечего делать на вершине Эвереста, на Северном
полюсе и в правительственном лимузине. Индивидуум, лишенный страха,
практически умирает для обычного мира. Он превращается в некое
самодостаточное инородное тело, неподвластное агрессивным механизмам
управления. Такого человека можно считать проявлением "неординарной”
биологии, выходящей за рамки общего развития. Сущность, лишенная
страха генетической смерти, не нуждается в половых партнерах и, как
правило, не воспроизводится. Традиционный обет безбрачия в высшей
религиозной среде — прекрасное тому подтверждение. Каждый получает
то, к чему стремится. Когда маленький негритенок Джексон в борьбе за
жизнь с перепугу "покрасился” в белый цвет, мир не выдержал яростной
наглой агрессии и отдал ему свои деньги, женщин и право на повышенную
безопасность. Перепуганные завистники, конечно, могут злорадно
посмеяться над этим, и только Швейк останется равнодушным.