Не знаю за собой вины, Я
согревал железа груды, Но все же умер от простуды Рыжеволосый бог
войны.
Ефрейтор Курочка мне снится по ночам. Он жутко ругает усталость,
узбеков и кирзовую кашу. Я, наверно, спятил совсем. Двадцать лет казармы
не видел, а крик дежурного по роте еще звенит в ушах и требует подъема.
Хочется подчиниться, но моей гражданской заднице уже незачем прыгать с
кровати. Стыдно признаться — я люблю прогрессивное человечество,
жалею амазонских аборигенов, посещаю церковь и птичий рынок, зла
причинять не умею, но запах ружейной смазки пьянит меня, как марочный
коньяк. Откуда все это? Ведь я ненавижу охоту. Никогда не стрелял
кабанчика. Только патроны зачем-то люблю натирать бархоткой до
зеркального блеска. Странное удовольствие. Если женщину месишь в
кровати, хочется услышать ее голос, а нежная механика ружейного затвора
возбуждает своей бесшумностью. Мужчины — существа обреченные. Мы
забавляемся орудиями убийства, едва научившись ходить. Разум здесь не
помощник. В каждом тихом миротворце сидит генетический маньяк. За что
можно любить армию, эту немыслимую школу абсурда? Но честному человеку
приятно вспомнить прожитое там. Ежедневно поедая гражданскую булочку,
чувствую — чего-то не хватает. Недавно понял, что не хватает мне
бронежилета, боекомплекта, минометной плиты и маршброска на двадцать
километров. Возможно, все это от безделья. Но в армии я тоже не
трудился, а занимался медитацией, согласно уставу. Армейская ритуальная
жизнь лишена суетных устремлений: простые чувства обретают значимость,
глупость всегда оправдана, тайны умещаются в кармане, а Вселенная — в
зеркале, когда бреешься. Строевой философ прапорщик Грыб настойчиво
твердил: "Солдат никогда не одевается — он обряжается к смертному часу;
он не ест, а причащается; сон его свят; жизнь праведна и не подлежит
суду”. Наверное, для мужчины это идеальный способ жития. И войны
затеваются ради его душевного равновесия. Когда в первом бою я
накладывал от страха в штаны, особой пользы в этом не заметил. Но позже
оценил, что значит свобода кишечника! В обывательских суждениях
воюющий мужчина — винтик или шпунтик тупой бессмысленной машины. С
позиции жертвы не видно, что война — это пространство Гамлета, где
каждую секунду решается главный вопрос собственного "я”. Война
радикальна в мелочах, гнилому нутру негде спрятаться, там не видно
клоунов и сердце живет по-взрослому. Только вошь бельевая портит
совершенство, и пальцем отмороженным трудно ковыряться в носу. Я всегда
за гигиену, За Красный Крест и Полумесяц. Но почему наш ротный запевала,
вылечив коросту на руках, стал рядиться в бабское за деньги? Другой
жиром заплыл, третий в кресле шею не воротит. Всех контузил штатский
Мойдодыр! Мать просила курицу зарезать — и я не смог… Телевизор включать
брезгую. По всем каналам недоумки серьезно стреляют куда-то. Хочется
верить, что я не такой. Но коллекция оружия в квартире не приемлет
робких оправданий. Зачем оно? Ведь я имею все, о чем мечталось на войне,
— пиво, воблу, порнографию… Жаль, мирных снов не дождался. Друзья,
покойники, красиво сквернословя, странно хохочут мне прямо в лицо.
Возражать бессмысленно. Я уже не Гамлет… К войне нельзя вернуться в
одиночку, тем более — добровольно. Неотвратимость — главная ценность
войны. Когда мужчины не могут отсидеться по щелям, они заново учатся
любить. Мелочность и жестокость, нажитая в благоденствии, легко сгорает в
пекле побоища. Это не сразу видишь, но когда соратников по оружию
сменят милые нахлебники. А вместо открытого противника приходят хитрые
приятели и враги-невидимки, в душе поселяется фантомная боль утраченного
мужского братства. Без коллективной жажды выжить мы не умеем жить.
Просто перебиваемся со дня на день чувствами сонных телят. Не хочу
сдаваться. Я спрятал под кроватью пулемет, своего последнего верного
друга. Мы беседуем с ним по ночам о простых небесных тайнах. Мы всегда в
согласии, нас греют запасы общих аргументов. Мы не боимся замерзнуть, и
нас не возьмешь врасплох. Густав Водичка (Родина Дремлющих Ангелов)
|